​Работодатель и работник: рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров

Люди, так или иначе, собираются в сообщества, коллективы. Цель, в большинстве случаев, коллектива – это создание духовных или материальных ценностей. Цель, способы ее достижения каждый из членов сообщества или коллектива понимает по-разному. Поэтому в коллективе нередко возникают разногласия. Иначе говоря, трудовые споры.

Спор может носить индивидуальный характер, когда сталкиваются интересы одного работника и администрации предприятия, организации, компании. Спор может быть и коллективным, когда возникают разногласия у коллектива и руководства.

В нашей небольшой работе мы остановимся на споре работника и администрации, то есть на индивидуальном споре. Отметим, что подобные споры могут разрешаться, как путем соглашения между спорящими сторонами, так и в особом органе, созданном на предприятии или организации, или в суде. Орган, который создается для разрешения разногласий, называется комиссия по трудовым спорам. Сокращенно – КТС. Иногда ее называют инспекцией.

В каких случаях КТС занимается делами индивидуальных споров (далее ИТС)?

Прежде всего, коротко о самой КТС. Она создается решением общего собрания коллектива. Но создание ее возможно только в тех организациях, в которых работает 15 и более человек. Выполнение решения КТС обязательно для каждой из спорящих сторон, и работодателя, и работника.

Надо заметить, что ИТС делятся на несколько категорий. Каждая категория подведомственна той или иной инстанции, суду, вышестоящей инстанции, собственно КТС.

В КТС рассматриваются все споры за исключением тех, которые закон относит к исключительной компетенции суда. С перечнем ИТС, относящихся к рассмотрению в суде, можно ознакомиться в ТК или в специализированной литературе, на юридических форумах, сайтах, порталах интернета. Подробнее о судебном процессе Мы же будем говорить о том,

Какие ИТС рассматриваются КТС?

Как мы уже говорили выше, законодательство предусматривает, что в КТС рассматриваются все виды ИТС, за исключением относящихся к исключительной компетенции суда. Хоть в законодательстве конкретно не выделены категории споров, рассматриваемых в КТС, но на практике сложился круг ИТС, входящих в компетенцию комиссии. К этому кругу можно отнести споры, связанные с:

  • нарушениями трудового или коллективного договоров;
  • изменениями в договорах;
  • споры, связанные с рабочим времени;
  • временем отдыха;
  • выплаты премий;
  • выплаты заработной платы:
  • компенсаций;
  • перевода на другое рабочее место;
  • привлечение к ответственности, как материальной, так и дисциплинарной.

Эти споры чаще всего рассматриваются в КТС.

Порядок рассмотрения

Установлен определенные порядок рассмотрения ИТС. На первой этапе ущемленная в правах сторона должна договориться с противоположной стороной. То есть работник сначала должен письменно обратиться к администрации с требованием устранить возникшие нарушения. Администрация обязана ответить ему письменно. Если стороны не договорятся на этом этапе, то рассмотрение спора передается в КТС.

Обращаться с жалобой в КТС может только работник. Заявление работника должно быть зарегистрировано в обязательном порядке. Заявление может быть выражено и в устной форме. В этом случае суть его записывается в регистрационный журнал. Подать заявление в КТС имеют право, как работающие, так и уволившиеся из организации люди. Отказать в приеме заявления КТС может только в одном случае, если этот спор уже рассматривался комиссией.

Если по каким-то причинам трудовой спор не будет разрешен в комиссии или стороны не удовлетворятся решением, его передают на рассмотрение в вышестоящую инстанцию или в суд. Но работник вправе обратиться в суд или в вышестоящую инстанцию напрямую, минуя КТС.

Комиссия при рассмотрении ИТС вправе вызывать свидетелей, экспертов. Присутствие спорящих сторон или их представителей во время рассмотрения обязательно.. Хотя это требование касается только истца, т. е. работника. Представитель администрации вправе и не присутствовать на заседании КТС.

Если истец не явился на заседание, то назначается повторное рассмотрение. При повторной неявке без уважительной на то причины рассмотрение может быть отменено. Но за истцом остается право подать повторный иск или обратиться в суд.

Решение комиссия принимает голосованием, большинством голосов.

Определенного порядка рассмотрения не существует. То есть, как именно провести рассмотрение, определяет та или иная КТС. Но в основном процедура сводится к следующему:

  • изложение сути заявления;
  • показания истца;
  • показания ответчика;
  • мнения по рассматриваемому спору членов комиссии;
  • прения, выработка решения.

Все мнения, выступления, свидетельства заносятся в протокол.

Комиссия может решить:

  • полностью удовлетворить требования;
  • удовлетворить их частично;
  • отказать в удовлетворении иска.

Документы

Истец подает в КТС письменное заявление. Оно должно сопровождаться:

  • документами, копиями их, свидетельствующими о нарушении прав истца;
  • перепиской с ответчиком.

Решение комиссии оформляется письменно и выдается в виде копии каждой из сторон. .

Сроки

Истец обязан обратиться в КТС не позднее месячного срока, после того, как он узнал о существующем нарушении его прав. Срок, отведенный на рассмотрение ИТС, составляет 10 дней. На исполнение решения законом отведено 3 дня.

Обжалование решения

Решение любой инстанции может быть обжаловано. В случае если одну из сторон не удовлетворяет решение КТС, то ему законом предоставлено право обжаловать вынесенное комиссией постановление в суде.

Установленные сроки

В течение трех дней, не позднее, КТС выдает на руки спорящим сторонам копию своего решения. Стороны вправе, либо согласиться с ним, либо его обжаловать. На обжалование решения законом предоставлено 10 дней. На период рассмотрения жалобы в суде исполнение решения приостанавливается.

Если жалоба ответчика будет отклонена или он не обжалует решение, то оно вступает в силу. Решение подлежит исполнению в трехдневный срок.

В случае неисполнения ответчиком решения комиссии, на руки истцу выдается специальное удостоверение, приравненное по своей силе исполнительному листу. На основании этого документа истец может привлечь к исполнению решения судебного пристава и с его помощью восстановить свои права.

Заключение

Завершая нашу небольшую статью, мы решили перечислить некоторые из видов ИТС, которые могут рассматриваться только судом. К ним относятся:

  • незаконное увольнение;
  • восстановление на работе;
  • изменение формулировок причин и изменение календарной даты в приказах об увольнении;
  • переводы на другое место работы, в том числе и в стороннюю организацию;
  • выплата за прогул, вынужденный, не по вине работника;
  • перевод на работу, оплачиваемую ниже предыдущей, выплата разницы между зарплатами:
  • выплата нанесенного материального ущерба работником предприятию.

Давайте теперь подытожим все вышесказанное.

До обращения в КТС истец обязан попробовать договориться с ответчиком полюбовно. При этом переговоры должны быть зафиксированы письменно. То есть он обращается письменно к администрации с требованием исправить нарушения. Ответ так же должен быть письменным. Если договориться не получится, то следует обращение в КТС. Но обращаться в КТС следует только в том случае, когда ИТС не относится к компетенции суда.