Как вести семейный бюджет

Сегодня я хочу поделиться нашим принципом ведения семейного бюджета в целом, потому что не важно, какой именно бюджет вы ведете, семейный или для путешествий, важен сам принцип, который может приблизить или отдалить возможность ваших поездок, накоплений, финансовой свободы.

Я часто сталкиваюсь с тем, что люди не знают, куда тратят свои деньги, не знают, сколько уходит у них на еду, на посиделки в кафе с друзьями, на шмотки, на непредвиденные расходы и прочее. При этом они занимают в долг, жалуются, что денег не хватает, а так хочется поехать куда-нибудь, или купить ноутбук/велосипед… Сразу возникает вопрос, а так ли хочется? Или, что хочется сильнее, просаживать деньги на пиво по выходным, или поехать на море? Конечно, на море, но ведь я так мало трачу на развлечения, будет ответ. В реальности, человек не знает, что некоторые его статьи расходов суммарно за несколько месяцев или год составляют поездку на море.

Я ни в коем случае не призываю экономить на том, что для вас важно. Но ведь лучше знать, и понимать, сколько в действительности это забирает у вас денег, чтобы можно было сделать осознанный выбор. Не менее важным является и знание своих настоящих желаний, настоящей мечты. Об этом я писал в статье Как изменить жизнь к лучшему или что мешает вам путешествовать.

Зачем надо вести бюджет

У вас появляется рычаг давления на членов вашей семьи 🙂 Например, приходит жена к мужу и говорит, вот мы мне ничего не покупаем, не балуем меня, а ты себе аж Макбук за 50 тыс купил, ай-ай. Молча муж открывает бюджет, делает выборку за год и показывает, что кроме Макбука в течении года он себе лишь пару футболок купил, в то время как жена за весь год себе уже одежды на 100 тыс набрала, просто не за раз все, а понемногу покупала, периодически.

В общем бюджет, отличная штука для того, чтобы понять, как складываются ваши траты. Реально многие считают, что подумаешь всего на 100 руб дороже, но по факту этих 100 рублей за весь год (а у кого-то и за месяц) столько набегает, что можно машину купить! Игрушечную 🙂 На самом деле не шучу, экономия семейного бюджета только так и складывается — из мелочей, это основная фишка. Сэкономленные 100 рублей = заработанные 100 рублей. Недавно посчитал, что наш курящий брат, тратит на сигареты в год примерно стоимость хорошего ноутбука. То есть, если бы он не курил, то мог бы ноут менять раз в год.

Только очень прошу не путать экономию с нищебродством. Данный термин, мне не нравится, но так вроде сейчас принято говорить. Так вот, стараться увеличить свой заработок — это вполне нормальное желание и нисколько не противоречащее экономии. Если идти в двух направлениях одновремено, зарабатывая, и осознанно отсеивая ненужные траты, можно гораздо быстрее придти к своей цели. Мне искренне непонятна та ситуация, когда запросы растут быстрее доходов. Вот какой смысл все тратить и залезать в долги, ради чего? Не лучше ли, откладывать или вкладывать, чтобы получить финансовую независимость и свободу? Иначе можно зарабатывать миллионы, а все равно «побираться».

Итак, плюсы по пунктам.

  • Контроль. Вы всегда четко знаете, на что вы тратите деньги. Не возникает вопросов, а куда ушло ползарплаты, и кто ее потратил.
  • Осознанный выбор. После пары месяцев ведения бюджета вы реально знаете, сколько составляет каждая статья расходов, и вполне может быть, вы захотите скорректировать ее (уменьшить/увеличить). Таким образом, устраняются ненужные вам траты.
  • Нет долгов. Минимизируется залезание в долги, потому что можно заранее все рассчитать и избежать этого.
  • Проще планировать покупки. Если вы хотите купить что-то крупное или поехать куда-либо, с бюджетом это намного проще запланировать. Вы сможете узнать, в каком месяце у вас появится достаточная сумма, что очень удобно, или как нужно изменить структуру трат, чтобы эта сумма появилась.
  • Полезно для длительных путешествий. Всегда можно спланировать заранее, на сколько месяцев хватит денег.
  • Удобно для увольнения. Можно узнать, сколько есть времени и рассчитать, когда пора начинать искать работу.
  • Дисциплинирует. И в плане трат, и в плане жизни вообще.

Мы ведем бюджет уже с 2008 года. Один раз попробовали и нам понравилось. Ну точнее я попробовал, а Дарья со скрипом примкнула. Сколько вот живем, никак она не может принять, что из рублей складываются сотни, из сотен тысячи, а из тысяч сотни тысяч. Хотя, когда покажешь ей цифры и графики, то не может не согласится. Статистика же! Так и живем, она тратит, а я это структурирую и превращаю в финансовую стратегию.

Как вести семейный бюджет - экономия, планирование, программа

Занимаемся планированием семейного бюджета

Благодаря бюджету удалось спланировать уже не одно путешествие, а точнее понять возможность его осуществления в конкретный месяц при конкретных условиях. Также он нам очень помог после моего увольнения в 2010, я тогда сразу рассчитал, сколько месяцев свободной жизни мы сможем получить, в какие страны съездить и какие вещи купить. Соответственно, я знал, в какой месяц должен будет появится заработок или когда нужно выходить на работу (в случае неудачи).

Вообще мне больше всего нравится чувство защищенности/безопасности, когда можно заранее все распланировать (на 3-6-12 месяцев) и быть спокойным.

Их (для меня) гораздо меньше.

  • Отмечание трат и планирование семейного бюджета занимает время. При правильном подходе совсем немного, но занимает. Но порой это даже приятно взять, да расписать план на ближайшие полгода и внести туда полезные покупки и долгожданные поездки.
  • Есть вероятность залипнуть на экономию и перейти некоторые допустимые границы. Или иначе, стать скрягой, начав экономить на всем вообще. Стоит понимать, что границы у каждого свои, что для одного экономия, то для другого — транжирство.
  • Дополнение к предыдущему пункту. Есть вероятность залипнуть на текущей планке дохода и сосредоточится только на экономии. Или иначе, «не разрешать» иметь себе больше денег, этакий психологический барьер можно получить.

Как вести семейный бюджет

Как я уже выше писал, основные принципы (ну, или плюсы) — это контроль трат, осознанный выбор и устранение ненужных вам трат. И бюджет на этом и строится: вы планируете траты на нужный промежуток времени и потом придерживаетесь их. Также в процессе нужно эти траты отмечать, чтобы соотносить фактические траты с планируемыми. Как строго все это делать, решает каждый сам для себя. Я вначале очень строго все вел, а потом расслабился и начал корректировать планируемые траты на ходу. В итоге получился плавающий бюджет, в котором основное — это положительный резерв, а не строгое соответствие.

  • Есть статьи доходов и статьи расходов. Количество статей там и там может быть абсолютно любым, главное, чтобы было вам удобно. Я начинал со значительной детализацией, а потом упростил все и объединил многие статьи. Если не знаете, с чего начать, то начните с любых статей, обычно за пару месяцев ведения бюджета становится все более менее ясно. Хотя я до сих пор статьи корректирую.
  • На мой взгляд статьи доходов и расходов нужно писать такие, какие вы потом будете анализировать, или по каким вам нужно отслеживать динамику. Если вам это не важно, то вообще можно сделать одну статью расходов и одну статью доходов. И вообще весь бюджет можно свести бумажному конвертику, то есть класть в него в начале месяца сумму, которую собираетесь потратить, и потом смотреть останется что-то или нет.
  • Мы записываем траты каждый день, так более удобно, и это занимает всего пару минут. Практически не забываем никогда, так как уже дело привычки. Когда нужно спланировать что-то серьезное, например такое, как зима в Таиланде и подготовка к ней, вот тогда это может занять и полчаса.
  • Вести бюджет может и муж, и жена, как вместе, так и кто-то один. Как договоритесь, в общем. Или точнее, кому это больше понравится. Правда, когда вместе ведут (оба траты отмечают и планируют), то проще будет обсуждать что-то, нежели, если кто-то дистанцируется от этого.
  • Стоит ли вести совместный бюджет, не скажу. Мы свой с женой объединили, когда поняли, что наши отношения серьезные. Но знаю и те пары, где каждый сам по себе, так сказать, независимы друг от друга и ведут раздельный бюджет.
  • Можно вести бюджет без планирования вообще. То есть вы просто отмечаете траты и контролируете их. В некоторых сервисах планирования не встретил.
  • Суть контроля трат в том, чтобы у вас был положительный резерв, то есть положительная разница между доходами и расходами. Этот резерв может накапливаться или тратится на что-то полезное.
  • Обычно во всех умных книжках советуют 10% от дохода откладывать в финансовый буфер или же инвестировать, вне зависимости от обстоятельств. 10% — это та сумма, которая практически не заметна при любых доходах. Я стараюсь откладывать 30% и больше, как получается. Правда, у меня это скорее накопления на определенные цели, нежели неприкосновенный запас.

Программы для ведения семейного бюджета

Как выбрать программу

Вы можете сами составить любую удобную для вас таблицу семейного бюджета в экселе или же использовать готовые сервисы/приложения для ведения бюджета, благо их сейчас навалом (Дребеденьги, Дзен-мани, Monefy и тд). Часть сервисов имеют свой сайт-сервис и мобильное приложение, часть только приложение, часть только сайт. На мой взгляд удобнее тот вариант, когда есть возможность пользоваться и приложением на телефоне, и онлайн-версией на сайте с ноутбука. Это была одна из причин, почему я выбрал в свое время Дребеденьги.

Так же можно и совсем по старинке — записывать на бумажке. Однако есть риск, что бумажка эта потеряется в один прекрасный момент, да и поправить что-то в электронном бюджете гораздо легче.

Как я выбирал программу для ведения семейного бюджета? Я зашел на Google Play, скачал штук 5 андроид-приложений, которые приглянулись мне по скриншотам и описаниям, и начал их пробовать. Где-то 10 минут на каждое приложение. В результате осталось два, которые более менее мне были понятны, или другими словами, где меня устроила логика ведения бюджета. Это важно, что мой принцип ведения в голове, совпадал с замыслом автора приложения. Иначе придется очень долго вникать, а как тут чего сделать. Нет, все должно быть интуитивно понятно. Далее я попробовал пару дней поотмечать траты, чтобы понять, удобно мне или нет.

Как вести бюджет в Excel

С 2008 года по 2013 год мы вели бюджет в экселе. Вы можете скачать экселевский файл, представляющий упрощенный шаблон нашего бюджета. Или вот еще последняя редакция нашего бюджета (более сложный файл) с учетом разных каналов дохода/расхода (карточки, электронные деньги).

Один лист в экселе – это один месяц. Как правило, у нас бюджет расписан на 2-3 месяца вперед, не меньше. Чтобы спланировать на полгода вперед, необходимо создать еще 6 листов с именем «месяцГод» (чтобы формула работала), и так далее. В каждом месяце есть два столбца – планируемые траты и фактические. Первый столбец служит для планирования, второй для текущих трат.

Как вести семейный бюджет - экономия, планирование, программа

Как вести бюджет в Excel

В нашем файле (особенно во втором) есть формулы, если вы с ними не дружите, то лучше попробуйте сделать что-то свое или воспользуйтесь готовыми сервисами. В противном случае придется разбираться. Если кратко, то во втором файле можно отмечать затраты по дням в зависимости от того, как вы их тратили: наличка, электронные деньги, карточки. И баланс потом считается точно также по всем этим местам хранения средств.

Как вести семейный бюджет - экономия, планирование, программа

Вторая версия более сложная

Сервис Дребенденьги

С 2013 года я перенес бюджет на сайт Дребеденьги и очень доволен. Теперь я отмечаю все траты с телефона, а планирую на ноутбуке онлайн, Дарья тоже отмечает со своего телефона. Многие операции автоматизированы, например, все траты по банковской карточке сами попадают в бюджет. Таким образом, если практически не использовать наличку (а я как раз её стараюсь минимизировать), то почти ничего отмечать и не нужно. Читайте отдельный пост о пользовании Дребеденьгами и их приложением для телефона, потому что тут слишком долго рассказывать.

Так что простенькая таблица в Excel хороша только для начала, потестить так сказать. А уже после того, как приняли решение, что бюджету быть, то можно переходить в сервисы, в том числе и платные.

Как вести семейный бюджет - экономия, планирование, программа

Бюджет на сайте Дребеденьги

P.S. А вы ведете семейный или личный бюджет?

Лайфхак 1 — как я экономлю на отелях

Надо искать не только на Букинге! Я для этого использую поисковик — RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на 30 сайтах бронирования, включая и Booking тоже.

Лайфхак 2 — как я экономлю на страховке

Со страховками сейчас стало все довольно сложно. Надо соблюсти баланс, чтобы и не самая дорогая, но при этом рабочая. Поэтому приходится читать множество отзывов и анализировать страховые договора. После чего я составлю свой рейтинг.